Баранская, Наталья Владимировна. Странствие бездомных: [воспоминания] / [авт. послесл. Н.Н.Баранский]. – Москва : АСТ : Астрель, 2011. – 637 с., [24] л. ил. : ил., портр., факс. – (Женский портрет эпохи).


Имеются экземпляры в библиотеках:

Наталья Баранская – прозаик, литературовед, автор книг о Пушкине и его времени, участвовала в создании Государственного музея А. С. Пушкина в Москве.

«Странствие бездомных» – история нескольких поколений большой семьи Баранских-Радченко-Розановых.

Наталья Владимировна родилась в семье профессиональных революционеров, неоднократно подвергавшихся репрессиям как до революции, так и после.

Любовь Радченко, мать автора этой книги, бесшабашная, пылкая революционерка, умела располагать к себе людей, но была не приспособлена к семейной жизни. Любовь Радченко является персонажем романа Марии Прилежаевой «Под северным небом».

Отца, Владимира Розанова, его дядя, известный философ Василий Розанов, называл «эсдек в странствиях». Родители Натальи Баранской и люди их круга – не застывшие портреты, а реальные люди – образованные, горячие, неуживчивые, порой одержимые, постепенно оказавшиеся после 1917 года в оппозиции к правящей власти.

На долю героев книги выпало немало испытаний: вольные и невольные расставания, частое одиночество, чужие дома и бездомье, сменяющиеся радостью встречи.

На страницах «Странствия бездомных» встречается множество прелюбопытных подробностей о русской революционной борьбе до «октябрьского переворота», и после него.

В связи с революционной деятельностью родителей приходилось постоянно переезжать с места на место, поэтому и называется книга «Странствие бездомных». В воспоминаниях автора отражены мечты о большом и дружном доме, развод родителей, война, студенческие годы, замужество...

В 1958 Н. В. Баранская стала заместителем директора нового Музея Пушкина в Москве. В том же году отказалась подписать письмо, осуждающее Б. Пастернака за роман «Доктор Живаго». В 1966 на вечер памяти А. А. Ахматовой она пригласила Иосифа Бродского и подверглась публичному осуждению, была вынуждена уйти из музея. После этого начала писать. Первые рассказы были опубликованы в 1968 в «Новом мире».

Подробные воспоминания доведены до Великой Отечественной войны. Основная идея книги Натальи Баранской проста: «Бережение своей жизни, уважение к жизни чужой — вот чего хочет от Человека Господь. Человек учится этому с первого года, если у него есть Дом. …С Дома и начинается человечество. Кто любит Жизнь и дорожит Жизнью на Земле, должен понять… всю спасительность Дома».

 

«По наследству мне досталась неустроенность, разлуки и бездомовье. “Великий Октябрь” сделал подобное бытие всеобщим достоянием. Дом заменила “жилплощадь”. Мерзкое понятие. Площадь для жилья, жизнь на площади, открытая чужому глазу, любопытствующему, проверяющему, следящему. Лучшие годы жизни были прожиты в тесноте и многолюдстве коммуналок вместе с чужими людьми. Неудивительно, что я всегда мечтала о доме. В детстве это было желание иметь дом с мамой и папой (вместе), в зрелые годы — сознание ущербности жизни, низведенной до “стадного содержания”, и, наконец, в возрасте подведения итогов — осознание всей значимости Дома. Пишу это слово с большой буквы, потому что разумею под ним не только жилище, стены и крышу, а нечто гораздо большее и значительное. Дом  гнездо, где рождается и создается человек. Дом – семья, первооснова человечества. Прочный и чистый Дом, скрепленный любовью, – основа основ в каждой стране, на всей Земле. “Живите в доме  и не рухнет дом”. Эти слова поэта Арсения Тарковского беру эпиграфом к книге».

 

Ее родители были революционерами, борцами за «общее дело». Автор же всю жизнь пыталась преодолеть диктат «общественного» и тосковала по «частному». Баранская в последней книге не просто воссоздает портреты дорогих ей людей, но как будто возрождает к жизни само понятие рода, семейных преданий и традиций.

Положительные эмоции и светлые чувства остаются после прочтения данной биографии.

Книга снабжена большим количеством семейных фото.

Дата публикации: 17.04.2013