Лекция «Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли»


Библиотека № 14 «Интеллект»


19 ноября 2020 года в Библиотечно-информационном центре «Интеллект» (ул. Маршала Казакова, д. 68, корп. 1) состоялась лекция «Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли».

В 2020 году исполнилось 320 лет со дня рождения великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектор был итальянцем по происхождению, родившимся в Париже. Архитектор более пятидесяти лет работал в России. Сначала совместно с отцом, скульптором и архитектором Бартоломео Карло Расстрелли, вскоре и самостоятельно. По проектам архитектора Франческо Растрелли были построены и перестроены Рундальский и Митавский дворцы в Прибалтике, Андреевская церковь в Киеве, зимний и летний Анненгофские дворцы в Москве, но больше всего архитектором было создано в Петербурге и его окрестностях — Большой Петергофский дворец, Смольный собор, Дворец Кантемира, Воронцовский и Строгановский дворцы, Зимний дворец, Екатерининский дворец и павильоны в парках Царского Села. Эти и многие другие архитектурные творения обессмертили имя Франческо Бартоломео Растрелли.

Растрелли удалось соединить все основные стилевые черты искусства его времени: основы классического итальянского барокко XVII века, элементы западноевропейского архитектурного классицизма, эстетику и орнаментику модного тогда стиля рококо и традиции древнерусского зодчества, которые архитектор внимательно изучал, путешествуя по России. Растрелли это и стиль, и школа одновременно. «Могучая фигура Растрелли олицетворяет собой почти всю русскую архитектуру елизаветинского времени — середины XVIII века. Это звучит парадоксально, но именно итальянцу Растрелли было суждено внести на своих плечах русскую архитектуру в классическую Европу. Всё, что было сделано им в России, стало достоянием одновременно русской и европейской культуры 1740-х – 1760-х годов», — писал исследователь творчества великого архитектора, доктор искусствоведения В. Г. Власов.

Более пятидесяти лет творивший в России, Варфоломей Варфоломеевич, как называли Растрелли в России, последние годы жизни был удален от дел новой императрицей Екатериной II — стиль барокко вышел из моды. В это время он любил повторять: «Архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются».

Именем Растрелли названа галерея Зимнего дворца, площадь в Петербурге, бюсты архитектору установлены в Царском Селе и на Манежной площади, неподалеку от Итальянской улицы. Гости библиотеки с интересом слушали о жизни и архитектурных шедеврах великого мастера. А в конце лекции поделились впечатлениями о посещении дворцов, созданных архитектором.