Сутин П. Девять дней : роман. – М. : Время, 2011. – 240 с.
У этой книги есть один громадный недостаток: она слишком быстро заканчивается. И есть ещё один, чуть поменьше: если назвать её жанр, то читать будет неинтересно.
В нашем мире существует бесконечное количество возможностей. И в каждый момент времени каждый человек делает свой выбор: сказать или не сказать, пойти или не пойти, позвонить или не позвонить. Сделать один выбор (например, позвонить) автоматически означает не сделать другой (отказаться от звонка). В точке выбора мир раскалывается на две реальности: в одной человек позвонил, а в другой не позвонил. Но живёт человек только в одной реальности – в той, которую создал своим выбором. А что происходит со второй реальностью? Существует ли она? Можно ли изменить уже сделанный выбор? Нужно ли? И что было бы, если бы?..
Герои книги «9 дней» сталкиваются с этой самой альтернативной реальностью: после смерти близкого друга они обнаруживают доказательства существования такой реальности в его компьютере. Они видят себя на фотографиях, которых не существует в природе, читают рассказы о событиях, которых никогда не случалось. Они начинают думать, что умерший человек ещё при жизни зачем-то создавал альтернативную реальность. Но настоящее объяснение происходящему ошеломит героев книги намного больше, чем нелепая смерть их друга.
Основные вопросы книги – это вопрос смысла нашего выбора и вопрос смысла всех трагических событий, происходящих в жизни. Вопрос «как изменить уже сделанный выбор» кажется глупым и бессмысленным. А вот вопрос «зачем это делать» – глубокий, мощный и способный каждого из нас привести к озарению – на том этапе жизни, на котором это озарение будет предначертано судьбой.
Павел Сутин – мастер великой интриги и яростного саспенса. Описывая все возможные реальности, он заставляет предельно поверить в каждую из них. Его герои – врачи, альпинисты, писатели, работники милиции – талантливые и сильные мужчины. Женщин в книге немного, и женские персонажи заметно уступают мужским в прорисовке характеров. Флешбэки удачно перемешиваются с настоящим, что вроде как запутывает читателя, но на самом деле служит одной, самой важной для автора, цели – постепенно подвести к развязке.
И развязка, как гром среди ясного неба… даже для тех, кто внимательно следил за событиями. Может быть, у кого-то «объяснялка» вызовет недоумение – ведь сюжетов, основанных на ней, достаточно много. Заканчивается драма, заканчивается детектив… но вопрос «зачем?» остаётся открытым. Автор не отвечает на него, вызывая в читателе массу эмоций – от возмущения до восхищения. Тайна машет читателю ручкой с последней страницы книги – но только книги. В жизни, как утверждает Павел Сутин, последних страниц не бывает.
Дата публикации: 14.06.2012

