Литературно-музыкальный вечер
«Франц Шуберт – первый романтик»

к 220-летию со дня рождения композитора Ф. Шуберта

 

Библиотека № 12 «Информационно-сервисный центр»
пр. Ветеранов, 146

 

17 февраля 2017 года в библиотеке №12 «Информационно-сервисный центр» (пр. Ветеранов, д. 146/22) состоялся литературно-музыкальнгый вечер «Франц Шуберт – первый романтик», посвященный 220-летию со дня рождения Франца Шуберта, первого композитора-романтика.

 

Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении — кто знал его другим?

Из воспоминаний друзей

 

Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях.

Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни: этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600).

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.

Шуберт, тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми (отзвуки оперных влияний), создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века и развивается в вокальной лирике Шумана, затем Брамса, одновременно захватывает сферу инструментальной музыки, заново трансформируясь в творчестве Шопена.

Посетители вечера познакомились с вокальными циклами Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, сборником «Лебединая песня» на стихи Гейне, Рельштаба, Зейдля, а также одной из фортепианных транскрипций, сделанной Ф. Листом («Auf dem Wassen zu singen»). Исповедальный характер музыки Шуберта, её искренность и красота никого не оставили равнодушным.