Лекция-концерт «Клавикорд. Маяк»
Библиотечный центр «Маяк»
10 января 2020 года в библиотечном центре «Маяк» прошла лекция-концерт в рамках проекта «Концертный холл: музыка среди книжных стеллажей», посвященная старинному инструменту – клавикорду. Программу «Музыка Европы XVII – XVIII веков» представила Мара Ишина (орган, клавесин, клавикорд).
Клавикорд — инструмент, в какой-то степени ломающий наше представление о музыке эпохи кринолинов и париков: под его музыку не танцевали, он не сопровождал званые обеды, не звучал на оперной сцене или на открытом воздухе. Он был предназначен для задач другого рода, связанных с постижением музыки.
На нём изучали основы музыкальной науки и принципы игры на клавире; для органистов и клавесинистов клавикорд был «родным» — непосредственный контакт исполнителя со звуком служил ориентиром для правильной игры.
Стихия клавикорда — тишина, в которой рождается важное; тишина, позволяющая человеку остаться наедине с собой и восполнить собственную цельность. В этой тишине внешние эффекты отходят на второй план, уступая место скрытой сути вещей. Остаются красота полифонических линий, риторичность музыкальной ткани и человеческая, непохожая на звучание других инструментов, интонация.
В концерте звучал клавикорд по модели немецкого мастера Иоганна Андреаса Штайна (1787 г.), изготовленный московским мастером Дмитрием Беловым.
Встреча запомнилась лиричным глубоким исполнением и камерной атмосферой в который каждый мог почувствовать себя наедине с прекрасной музыкой, окунуться в прошлое, послушать знаменитые произведения Баха, Бетховена, Моцарта написанные специально для этого инструмента.
Мара Ишина — органистка, клавесинистка, клавикордистка.
В 2015 году окончила кафедру органа, клавесина и карильона СПбГУ, регулярно совершенствует своё мастерство на мастер-классах и летних академиях европейских клавиристов (Кристофер Стембридж, Италия; Скип Семпе, Франция; Ричард Игарр, Нидерланды; Карстен Лофф, Германия), обучалась на курсах повышения квалификации преподавателей органа и клавесина ДМШ «Исполнительство на исторических клавишных инструментах в XXI веке» (Москва, 2016). В 2019 г. стала дипломантом всероссийского конкурса органистов «Santa Caecilia» (Красногорск).
В настоящее время — преподаватель исторических клавишных и директор по развитию в Центре старинной музыки «Эглерио», Санкт-Петербург.
Ведёт активную просветительскую и концертную деятельность, специализируясь на музыке раннего барокко. В числе просветительских проектов Мары — Froberger Project (2016-2018) к 400-летию со дня рождения композитора, посвящённый исполнению всех клавирных сочинений И. Я. Фробергера в Санкт-Петербурге на исторических инструментах, «Дни старинной музыки на Пискарёвке» (2019), цикл концертов барочной музыки в «Школе Канторум» в Петергофе (2016-2018), а также многочисленные концерты и лекции о старинной музыке в разных городах России (Санкт-Петербург, Гатчина, Выборг, Боровичи, Москва, Самара).