«Культ дерева у народов Ленинградской области»
Библиотека «МеДиаЛог»
22 января 2019 года в библиотеке «МеДиаЛог» прошла лекция «Культ дерева у народов Ленинградской области».
Лилия Шамова, кандидат искусствоведения, педагог и концертмейстер, научный сотрудник Российского Этнографического музея и автор книги «Причётные формы мордвы-эрзи Присурья» рассказала о культе дерева в традициях народов Ленинградской области.
У племён, которые жили в древние времена на территории Ленинградской области, существовали культы, связанные с растительностью. Деревьям в этих культах отводилась важная роль. Дуб считался древом жизни, олицетворял молодецкую силу. Берёза была символом женского начала, вестницей, предвещавшей свадьбу. Можжевельник - святым деревом. Деревьям поклонялись, в выдолбленном дереве хоронили мертвецов.
Дерево в представлении архаического человека – это ближайший родственник, живая душа. Прежде, чем срубить дерево, перед ним необходимо было извиниться, попросить прощения за то, что человек лишает его жизни.
У архаического человека племён финно-угорской группы существовали священные деревья карсикко, которым подносили дары, в том числе и парное молоко. Карсикко делались определённым образом: нижние ветки дерева обрубались, и на дереве вырезалась метка – руна. Эта метка служила печатью рода, своеобразной подписью владельца. Обычай делать карсикко был связан с переходными и иными важными для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями — свадьбой, удачей на охоте и, конечно, смертью почитаемого человека. В зависимости от ситуации карсикко могли вырубать различными способами: обрубали ветви в определённой части ствола, обрубали все ветви, оставляя нетронутой верхушку или отдельную ветку и т. д. Часто после вырубания карсикко следили за деревом — хорошее состояние и рост дерева могли означать счастье и удачу, высыхание - болезни, горе. Также лодка, привязанная у дерева-карсикко, указывала на её владельца. Дохристианский человек разговаривал с высшими силами на равных, поэтому считал, через карсикко закрепляет мирный договор с высшими силами.
Культ деревьев уходит далеко в устную традицию – руны. Руна – это многозначный термин. Это может быть и знак, и текст, и напев. Одно из значений руны – прикладная песня. Например, перед выходом на рыболовный промысел, люди финно-угорских племён, пытаясь задобрить морского царя Ахты, пели руны. Рунопевцы садились друг напротив друга, брались за руки и исполняли руны.
Лилия Шамова не только рассказала познавательную и интересную лекцию, но и исполнила старинные руны к большому удовольствию всех присутствующих.