До свидания, зима!
(зимние обряды Руси)

 

24 марта в библиотеке «МеДиаЛог» прошла лекция-концерт «До свидания, зима!», которую провела для наших посетителей Лилия Шамова – кандидат искусствоведения, педагог и концертмейстер высшей квалификационной категории, научный сотрудник Российского Этнографического музея. Она рассказала о зимних обрядах, бытовавших у наших предков и исполнила русские народные песни, корни которых уходят во времена дохристианской Руси.

 

Мы узнали кто такая Коляда и как проходило колядование, чем отличаются народные песни Поволжья и Северных регионов, какие песни использовались в разных обрядах и как наши предки призывали к себе сытую и обеспеченную жизнь.

 

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

 

Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с «рождением» Солнца – зимним солнцеворотом. Коляда – от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках, и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос. 

 

Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами – это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).

 

Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» – «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль – лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты. 

 

Колядованием начинались зимние святки – древний славянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть? Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, – две части одного целого, а обряд – средство сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. Другая сторона святочных ритуалов – гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

 

Зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету). 

 

ДО СВИДАНИЯ, ЗИМА!