Лекция о правлении короля Франции Генриха IV: «Вы меня совершенно не знаете»: часть II


Библиотека № 5


28 мая в библиотеке им. А. Ф Можайского историк Андрей Николаевич Слядзь прочёл II часть лекции о правлении короля Франции Генриха IV: «Вы меня совершенно не знаете».

«Политиком для всех столетий» назвал Вольтер Генриха IV Бурбона – короля Франции в 1589-1610 г. Жизнь Генриха IV пришлась на период т.н. «Религиозных войн», когда Франция стала ареной борьбы двух крупных группировок правящей верхушки, образовавших католический и протестантский лагерь. В условиях этой жестокой борьбы, по сути Гражданской войны, Генрих IV явил яркий пример изворотливости и политического лавирования: королю удавалось обращать себе на пользу даже поражения.

Строго говоря, Генрих Бурбон изначально являлся географическим, социальным и политическим «маргиналом». Он был уроженцем и королем Наварры – окраинной области на юго-западе Франции, имел сравнительно «скромное» происхождение (Бурбоны, как известно, приходились дальними родственниками царствовавшему тогда во Франции дому Валуа), принадлежал к религии меньшинства, т.е. протестантизму. Однако ввиду стечения разных обстоятельств, а также благодаря незаурядному уму и личному обаянию, Генрих IV стал сперва вождем протестантской «партии», затем наследником угасавшей династии Валуа, и в результате, возвратившись в католическую веру, взошел на французский престол как монарх, который олицетворил «национальное единство» и «народный дух» Франции.

Семейство Валуа оказалось неспособным справиться с социальными и религиозными распрями, сотрясавшими Францию. Политика последних Валуа, как и они сами, выродилась в отстаивание сугубо династических интересов, тогда как Генрих IV подчеркнуто стремился к реализации интересов всего государства. В то же время непримиримость и фанатизм обеих «партий» католиков и гугенотов-кальвинистов в итоге привели к тому, что они скатились до обслуживания внешних сил. Так, «Католическая лига» заключила союз с королем Испании Филиппом II, чем фактически открыла дорогу для ее прямой интервенции: Филипп II надеялся возвести на французский трон свою дочь Изабеллу – племянницу последних монархов-Валуа. На данном фоне «маргинал» Генрих IV сумел организовать сопротивление захватчикам и, поднявшись над «религиозно-партийной» рознью, объединить всех «во имя Франции».

Как только Генрих IV отразил натиск Испании, он занялся достижением религиозного мира, обеспеченного Нантским эдиктом 1598 г. Торжественно закрепляя соглашение «без победителей и побежденных», он почти уравнивал в правах католиков и гугенотов, что подвело черту под эпохой «Религиозных войн». Между тем этот эдикт открыл эру «социального сплочения» вокруг монархии, которая приобрела отчетливые контуры абсолютизма. Вместо разделения и расщепления власти – ее безоговорочная (абсолютная) концентрация в руках короля: общество как бы «добровольно» наделило монарха неограниченными полномочиями ради своего спокойствия, безопасности и процветания.

Кроме собственно консолидации правительства под главенством монарха, в курсе Генриха IV проступили черты, впоследствии свойственные многим из абсолютистских режимов в Западной Европе:

а) политико-юридическое оформление сложившегося социального порядка, стержнем которого стала централизованная военно-бюрократическая монархия;

б) ее опорой являлись широкие слои дворянства и нарождавшейся буржуазии, гарантом статуса и привилегий которых выступал полновластный монарх;

в) именно он обеспечивал благосостояние всего господствующего класса (а не только аристократии) за счет разветвленного аппарата управления и постоянной армии, равно как и

г) активно вмешивался в хозяйственную жизнь, поощряя отечественное производство и торговлю,

д) что неизбежно влекло за собой проведение наступательной, экспансионистской внешней политики, сулившей значительные выгоды – от новых рынков сбыта до военных трофеев.

Таким образом, с воцарением Генриха IV во Франции утвердилась не просто новая королевская династия, но – долгосрочная тенденция общественно-государственного развития, продлившаяся без малого два столетия.