Первушина, Елена Владимировна. Петербургские женщины XVIII века / Елена Первушина ; [оформ. худож. Я. Галеевой]. – Москва : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка-СПб, 2012. – 444 с. : ил.


Имеются экземпляры в библиотеках:
- Центральная районная библиотека;
- Библиотека № 1 «Ивановка»;
- Библиотека № 2;
- Библиотека № 4 «Горелово»;
- Библиотека № 10 «Южно-Приморская»;
- Библиотека № 12 «Информационно-сервисный центр»;

 

В книге вы встретите множество цитат из мемуаров и литературных произведений XVIII века. «Состояние женщин, – пишет австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 годах, – самое плачевное: женщина считается честною тогда только, когда живет дома взаперти и никуда не выходит; напротив, если она позволяет видеть себя чужим и посторонним людям, то ее поведение становится зазорным… Весьма редко позволяется им ходить в храм, а еще реже в дружеские беседы, разве уже в престарелых летах, когда они не могут навлекать на себя подозрения».

 

Еще стороже «соблюдали дистанцию» русские царицы. Первушина пишет о том, какую роль сыграли женщины в жизни Петра I и в истории России: мать, сестра София, жена Евдокия, семья брата Ивана, жена Екатерина и другие.

 

Улыбку читателей вызовет указ Петра, который гласил: «Замечено, что жены и девицы, на ассамблеях являющиеся, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указую: впредь перед ассамблеей мыться в бане с мылом, со тщанием и не только за чистотой верхней робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских».

 

Что касается мужской одежды, то если владельцу позволяли средства, его костюм мог быть поистине роскошен. Так, для коронации Петра II было сшито два кафтана – из алой шерсти с серебряным шитьем и из серебристой парчи с золотым шитьем. Для того чтобы изготавливать такие произведения искусства, существовала специальная, по преимуществу женская, профессия – златошвеи. Они использовали льняные и шелковые нити, обвитые тончайшей золотой или серебряной проволокой. Это был тяжелый труд, дававший большую нагрузку на глаза, спину и суставы руки – ведь златошвея делала более тысячи взмахов иглой в день.

 

Екатерина I не жалела денег на наряды. В этом можно убедиться, взглянув на ее коронационное платье, выставленное в Оружейной палате в Кремле. Робу из пунцового шелка, расшитого серебром, привезли из Берлина. Узор сплетался из корон, цветочных гирлянд и стилизованных фонтанов. Платье состояло из жесткого корсажа с глубоким декольте и короткими рукавами, пышной юбки и съемного шлейфа длиной 3,5 метра. Вместе с платьем Екатерина надела парчовые башмачки на фигурных каблуках, пунцовые шелковые чулки, шитые серебром, и белые лайковые перчатки. Вес костюма оказался столь велик, что императрица была вынуждена останавливаться во время процессии.

 

В XVIII веке на троне сменилось пять императриц. Как признается автор, «я просто попытаюсь рассказать о том, какими личностями были эти женщины, о том, какими они сами хотели остаться в истории, и о том, какими их видели современники и потомки».

 

XVIII век знал имена и женщины-президента Российской Академии наук, женщин-писательниц, артисток, светских дам, также женщин, поражавших общество своей высокой духовностью, нравственностью и самопожертвованием...

 

В XVIII веке зародился новый тип женщины, сыгравшей видную роль уже в следующем, XIX веке. Речь идет о появлении в России женщин-профессионалов. Первоначально это были, в основном, гувернантки и артистки. Профессиональными артистками становились в основном представительницы непривилегированных классов, которым такого рода заработок давал возможность материальной независимости. Нам известно, что средние оклады женщин-артисток порой превосходили оклады некоторых чиновников-мужчин. Кроме того, «казенные актрисы», работавшие в государственных театрах, а не в частных заведениях дворян-меценатов, пользовались одинаковыми с мужчинами-артистами правами по службе и получали лишь немногим меньшее жалованье. Следовательно, на артистическом поприще женщине впервые удалось завоевать себе право собственным трудом зарабатывать на жизнь. И это стало важнейшим завоеванием женщины, первым шагом на пути ее к свободе в обществе.

 

Интереснейший материал представлен в книге, посвященный незнатным женщинам: солдатским женам, дочерям и вдовам, ремесленницам и торговкам, купчихам, монахиням и т.д. Самой знаменитой монахиней в начале века была Евдокия Лопухина, развенчанная жена Петра I.

 

Обращясь к учебникам истории, мы очень мало можем узнать о женщинах. Даже если известны их имена, то это имена жен и дочерей (по отношению к мужьям и деятельности мужей), а не самостоятельных личностей.

 

Прочитав эту книгу до конца, вы будете знать немного больше о том, что это значило: быть женщиной в Петербурге XVIII века.

Дата публикации: 26.12.2013