Звучит сеньор аккордеон
21 мая в библиотеке «МеДиаЛог» прошёл концерт «Звучит сеньор аккордеон», в котором приняли участие ученики СПб ГБОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург» Павел Сазонов и Павел Топоровский (класс Заслуженного работника культуры Мироновой И. Б.). Зрители окунулись в атмосферу живой музыки. Аккордеон – это музыкальный инструмент, символизирующий хорошее настроение. Музыка, сыгранная на аккордеоне, имеет неповторимую русскую душу, которая формировалась веками.
Аккордеон сейчас является одним из самых совершенствующихся и развивающихся музыкальных инструментов. С каждым годом увеличиваются его регистровые и тембровые возможности. Это делает аккордеон по истине уникальными.
Первые аккордеоны были созданы на основе ручной гармоники Фридриха Бушмана. Аккордеон представлял собой инструмент с растяжимыми кожаными мехами. Чтобы инструмент издал нужную ноту, необходимо было поднять стенку инструмента, тем самым раздвинув мех, открыть специальный клапан, а затем опустить стенку. Инструмент оседал и издавал тон определенной частоты. После значительных изменений увидел свет прообраз аккордеона: ручная гармоника с несколькими клавишами, мех которой двигался в двух направлениях (сжим-разжим), тем самым позволяя эффективнее использовать воздух и регулировать силу звучания.
Какое-то время ручная гармоника не воспринималась как серьёзный музыкальный инструмент, а производилась исключительно как детская игрушка, пока… не попала в руки к венскому органному мастеру Кириллу Демиану. В своей мастерской он создал гармонику, пригодную для исполнения простых мелодий. У нее было пять клавиш на правой клавиатуре, которые издавали основные звуки (разные на разжим и сжим!), на левой – пять клапанов для аккомпанемента, которые способны были издавать десять разных аккордов.
Шестого мая 1829 года, Кирилл Демиан официально представил авторское название своего инструмента – аккордеон (Accordion). В том же году было налажено производство инструмента. Это название впоследствии закрепилось за гармониками с аккордовым аккомпанементом в левой руке.
Одним из первых мастеров, привезших аккордеон во Францию, стал А. Рейснер, который в 1832 году создал руководство для этого инструмента. В Австрии и Германии, аккордеон стал известен уже в 1829 году, в Италии – в 1840-х. В каждой стране инструмент начинают изготавливать мастера, и, конечно, привносить свои изменения.
Чем же привлекал аккордеон? Во-первых, звук. Он может изменять окраску и интенсивность в зависимости от степени нагнетания воздуха мехом, при этом высота звучании остается прежней. Отмечалось, что в умелых руках качественный аккордеон способен «петь», издавая звуки наподобие человеческого голоса. Во-вторых, он долговечен и практически не зависим от температурных изменений при эксплуатации и хранении. В-третьих, отмечалась легкость в обучении игре на аккордеоне.
В середине-конце девятнадцатого века стало налаживаться промышленное производство аккордеонов, причем истории создания некоторых фирм необычайны. Так, основатель фирмы «Paolo Soprani», Паоло Сопрани (сын батрака из итальянской деревни!), приобрёл один из аккордеонов Демиана у странствующего монаха. Предприимчивый молодой человек в 19 лет бросил работу, собрал несколько умельцев-столяров и занялся изготовлением инструмента. Что сказать, фирма «Paolo Soprani» стала первой, производившей аккордеоны в Италии.
Мариано Даллапе, основатель фирмы «Dallape», смог превратить мальчишеское увлечение аккордеоном в серьёзное производство. Толчком послужила поломка своей гармоники и… женитьба. После починки своего инструмента, он стал заниматься созданием новых гармоник и починкой старых. А деятельный характер его молодой жены поспособствовали расширению мастерской.
К слову, первые аккордеоны не были похожи на современные, с фортепианной клавиатурой правой руки. Справа находились сначала ряд, а позже и несколько рядов кнопок, играли четырьмя пальцами правой руки, редко используя большой палец (прим. так играют на современном баяне). Поддерживающих плечевых ремней не было, а удерживал инструмент всё тот же большой палец правой руки, который продевался в ушко-ремешок под грифом. С увеличением количества кнопок, ремешок стал делаться на металлической скобе, по которой он мог свободно двигаться. В связи с дальнейшим увеличением количества кнопок, возникла необходимость в плечевом ремне.
В конце девятнадцатого века аккордеон попал в Южную Америку и быстро завоевал сердца любителей танго, благодаря своему мягкому звучанию (кстати, многое время аккордеон считался инструментом, пригодным исключительно для танго и народных песен Аргентины). А в это время в Европе, после применения плечевых ремней стали подумывать об усовершенствовании инструмента и… нашли необходимое решение. Кнопочная правая клавиатура была заменена на фортепианную, тем самым окончательно «освободив» большой палец от поддержки. Немаловажным стал факт, что на «пиано-гармонике» (так стали называть модифицированный инструмент) теперь смогли играть и пианисты, правда, не используя левую руку.
С начала 1930-х пиано-гармоника становиться популярным эстрадным инструментом. Постепенно в игру активно вовлекается левая рука, появляются регистры – кнопки, позволяющие менять тембр звука, сначала на правой, потом и на левой руке. Так, проделав долгий путь, аккордеон приобрел привычный нам вид и звучание.
А что сегодня? Аккордеон не теряет популярности, сохраняет свой шарм и по-прежнему завоевывает сердца людей по всему миру.